Глава района

Заголовок

Сальков Юрий Юрьевич

 

Приемная главы

Потребительский рынок

Совет по цифровой трансформации оказывает консультации и помощь торговому бизнесу

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Управление Роспотребнадзора по Томской области

Территориальный отдел Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе:

636300, Томская обл., с.Кривошеино, ул.Ленина, дом 1Б, Тел/факс (38251) 21 8 39

Департамент потребительского рынка Администрации Томской области

Реализация алкогольной продукции

Обязательная маркировка товаров

Распоряжение Администрации Молчановского района от 22.12.2020 № 352-р "Об организации районных ярмарок выходного дня в 2021 году"

Точки общественного питания

Торговый реестр

Ритуальные услуги

Нормативные правовые документы

О ситуации на потребительском рынке на 01.01.2021

Потребительский рынок является неотъемлемой частью экономики Молчановского района. Отрасль отличается  высокой  долей  частной  собственности и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.

Важнейшей составной частью потребительского рынка является  розничная торговля, которая традиционно относится ко многим базовым отраслям экономики.

В последнее время в данном сегменте наблюдается тенденция развития федеральных торговых сетей как на территории области, так и на территории ее муниципальных образований. В районном центре открыты магазины торговых сетей «Мария-Ра», «Магнит», «Ярче», «Светофор». Появление в районном центре торговых сетей с одной стороны позволяет покупателю приобретать товары повседневного спроса по более низким ценам, с другой стороны – ставят под угрозу существования конкурирующие с сетью местные торговые сети и единичные небольшие торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.  

Следует отметить, что помимо розничной торговли к потребительскому рынку следует отнести предприятия общественного питания и бытового обслуживания, пищевой промышленности.

За последние годы структура потребительского рынка в Молчановском районе существенно не менялась и выглядит следующим образом:

На 01.01.2021 в Молчановском районе насчитывается 147 объектов торговли, что меньше на 6% (8 единиц) в сравнении с 2019 годом. Общая площадь торговых объектов сократилась на 628 кв.м. и составила 10,8 тыс. кв.м.

Объекты розничной торговли в Молчановском районе распределились следующим образом:

- продовольственной группы  - 10 единиц,

- непродовольственной  - 67,

- со смешанным ассортиментом товаров - 70.

В районе работает 1 торговый объект, использующий современный формат обслуживания (супермаркет). На 1 торговую точку увеличилось количество магазинов, осуществляющих расчеты через терминалы безналичного расчета, на 01.01.2020 – 102 объекта, на 01.01.2021 – 103.

Статус объектов местной торговой сети имеют 35 объектов. Кроме того, 16 объектов -  это представители федеральных и региональных торговых сетей.

На территории района осуществляют свою деятельность два оптовых предприятия.

Для реализации и продвижения сельскохозяйственной продукции функционирует павильон-ярмарка. У жителей есть возможность реализовывать свою продукцию в комфортных условиях. Павильон-ярмарка работает ежедневно с 8.00.

С целью стимулирования купли-продажи продукции местных производителей Администрацией Молчановского района проводятся ярмарки «Выходного дня». На ярмарках реализуют продукцию индивидуальные предприниматели и владельцы ЛПХ. Ассортимент продукции разнообразен и постоянно меняется. В реализации: рыба, мясо, молочная продукция, выпечка, изделия декоративно-прикладного творчества. С целью реализации указанных мероприятий в Администрации Молчановского района имеется необходимое торговое оборудование (торговые палатки, столы, скатерти, фартуки).  В связи с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и ряда введенных ограничений, в 2020 году на территории Молчановского района количество организованных ярмарок «Выходного дня» сократилось, всего было организовано и проведено 4 ярмарки.

В районном центре с. Молчаново сосредоточено 59 % всех торговых точек. В девяти населённых пунктах (д.Верхняя Федоровка, д. Нижняя Фёдоровка, д. Алексеевка, д.Князевка, д.Нефтебаза, д.Большой Татош, д.Тювинка, с. Майково, с. Колбинка) нет торговых объектов, доставка товаров производится по графику Молчановским почтамтом - ОСП УФПС Томской области - Филиал ФГУП «Почта России».

Пищевая промышленность района представлена 6 объектами, на которых выпускаются: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко пастеризованное, творог, сметана, масло.

В районе 2 объекта, осуществляющих пошив швейных изделий и 1 объект по производству полиэтиленовых изделий.

Закуп у населения дикорастущей и плодово-ягодной продукции на территории района осуществляют 5 приемозаготовительных пунктов. Пункты расположены  в с. Суйга, с. Сулзат, с. Нарга.

В районе насчитывается 10 предприятий общественного питания, в том числе - 1 буфет. В районном центре организована доставка населению готовых блюд, доставка суши осуществляется и за пределы муниципального образования «Молчановский район».

Сфера бытового обслуживания населения в муниципальном образовании характеризуется как умеренно развивающаяся, при этом имеющая потенциал развития. Бытовые услуги оказывают 44 субъекта. В данном секторе развитие конкуренции наблюдается в сфере парикмахерских услуг и ритуальных услуг.

В муниципальном образовании «Молчановский район» функционируют 5 организаций, оказывающие услуги по ремонту автотранспортных средств.

Ежегодно в развитие потребительского рынка вкладываются инвестиции, благодаря чему развивается придорожный сервис, проводится расширение и обустройство гостевых комплексов, развиваются станции техобслуживания, деятельность кафе.

Несмотря на наличие достаточного числа объектов обслуживания населения, потребительский рынок района объективно обладает потенциальными возможностями для более полного удовлетворения потребительского спроса.

Особенности развития потребительского рынка:

-     остро сказывается неравномерность размещения объектов на территории района;

-     рынок бытовых услуг характеризуется однообразием предлагаемых услуг;

-     недостаточно сформирована инфраструктура объектов придорожного сервиса.

Такие особенности связаны с наличием в развитии потребительского рынка проблем, которые сдерживают создание новых объектов потребительского рынка и совершенствование уже имеющихся объектов:

Для сферы торговли

-   неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей;

- привлечение и найм работников не имеющих соответствующего образования и подготовки;

- дефицит современных форматов торговли, особенно на периферии.

Для сферы общественного питания:

-  невысокий уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования на периферии;

-     низкий уровень сервиса на объектах общественного питания, особенно в сельских поселениях и объектах придорожного сервиса;

-     большая текучесть кадров, связанная с использованием низкоквалифицированных кадров и невысокой оплатой труда;

-     недостаток собственных оборотных средств не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.

 Для сферы бытового обслуживания:

-     низкая рентабельность предприятий бытового обслуживания;

-     слабая материально - техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование;

-     отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии  сферы бытового обслуживания на селе;

-     недостаточная подготовка квалифицированных кадров для предприятий службы быта;

-     слабо развитая сеть бытового обслуживания в сельских поселениях, в результате чего сформировалась высокая территориальная дифференциация в сфере бытового обслуживания.

В целом в муниципальном образовании «Молчановский район» ситуация на потребительском рынке относительно стабильная. 

 О требованиях к субъектам потребительского рынка, осуществляющих розничную торговлю

На потребительском рынке в последние годы активно происходит изменение требований и условий осуществления деятельности, особенно это касается продажи алкогольной продукции, кассовой дисциплины, санитарного состояния объектов и т.д.

Краткий обзор действующего законодательства о требованиях, предъявляемых в сфере торговли:

 О применении контрольно-кассовой техники

Согласно Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных вышеуказанным Федеральным законом.

В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 21.06.2017 №219а «Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), в которых организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальными предпринимателем и покупателем (клиентом)»  организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в отдалённых, труднодоступных местностях, утверждённых в перечне. Данные исключения не относятся к торговым точкам, осуществляющим торговлю алкогольной продукцией и пивом.        

О маркировке товаров

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» утверждены правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров. Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

В марте 2019 года стартовал проект по обязательной маркировке табака, с июля 2019 года — проект по маркировке обуви. С 1 января 2020 запущены проекты по маркировке духов и туалетной воды, некоторых видов одежды, постельного, столового, туалетного и кухонного белья, фотоаппаратов и ламп-вспышек, шин и пневматических покрышек.

Запуск обязательной маркировки товаров:

1 июля 2020 года

 — Все лекарственные препаратыТабачная продукцияОбувные товары (вступил запрет на немаркированную продукцию)

1 октября 2020 года

 — Духи и туалетная вода

1 октября 2020 года

 — Фотоаппараты и лампы-вспышки (вступил запрет на немаркированную продукцию)

1 ноября 2020 года

 — Шины и покрышки

1 января 2021 года

 — некоторые товары Легкой промышленности (вступил запрет на немаркированную продукцию)

С дополнительной информацией о маркировке товаров можно ознакомиться на сайте честныйзнак.рф

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 О формировании торгового реестра

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Приказом Минпромторга РФ от 16 июля 2010 года № 602 «Об утверждении формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» формируется торговый реестр Томской области, в который вносятся сведения об оптовых и розничных предприятиях, функционирующих на территории Томской области.    

 Формирование торгового реестра Томской области осуществляется Департаментом потребительского рынка Администрации Томской области путем внесения в него сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров).

Основание: статья 20 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации».

О минимальной обеспеченности населения торговыми объектами

 Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Молчановского района составляет 342,67 кв.м/1000 человек. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в районе составляет 892,6 кв.м/1000 человек. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития Томской области, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, схемах размещения нестационарных торговых объектов.

Основание: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации».

Постановление Администрации Томской области от 25.01.2017 № 15а «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Томской области».

 

Версия для слабовидящих
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации Другое дело